Предпосылкой для знакоства с тетралогией Вагнера послужило следующее событие. В конце октября в стенах музыкального колледжа прошла Международная конференция "Музыкальная культура Кёнигсберга-Калининграда".
Последний день этого мероприятия завершился выступлением профессора Петербургской консерватории Кёнигсберг Аллы Константиновны на тему Тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга».
После выступления, отвечая на вопросы зрителей, Алла Константиновна сказала, что все разговоры о тетралогии, безусловно, интересны, но её главное пожелание, адресованное ко всем присутствующим, заключается в предложении прослушать музыку этого фундаментального, произведения Вагнера. Она выразила надежду на то, что музыканты колледжа найдут возможность познакомиться с музыкой всех 4-х опер тетралогии.
Вот так и возникла идея осуществить этот необыкновенный мощный МЕГА-ПРОЕКТ. Его инициатором и организатором стала преподаватель музыкального колледжа – исследователь творчества Вагнера и музыковед Андреева Елена Георгиевна.
Она поделилась следующей информацией:
Изучая оперы Вагнера, я столкнулась с удивительным «феноменом» оперной концепции композитора, которая заключается в том, что каждое действие в операх Вагнера обладает спецификой и особенностью «автономной» драмы.
Таким образом, 3 действия любой реформаторской оперы Вагнера желательно «прожить» каждое в отдельный день. Только тогда становится возможным ощутить замысел автора, направленный на раскрытие поставленных в данном действии задач.
По замыслу композитора, тетралогия представляет единое целое, рассчитанное на сценический показ на протяжении 4-х вечеров. Однако, принимая во внимание сложность данного произведения и время, которое необходимо для знакомства с каждой из 4-х опер тетралогии я приняла решение провести это мероприятие не в 4 дня, как это было на премьере тетралогии в Байрейте в 1876 году, а в течение 10 дней подряд, не прерывая полученные музыкальные впечатления.
Мой план был таков: Знакомство с оперой «Золото Рейна» должно произойти в один день, (так как это одноактный Пролог, 4 картины которого идут без перерыва).
А следующие оперы: «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов», состоящие из 3-х действий каждая, - потребуют 9 отдельных встреч, на которых будет проведено знакомство с содержанием каждого действия, демонстрация лейтмотивов и видео-просмотр (с русским подстрочником).
И вот в течение 10 дней в музыкальном колледже царило оживление. В классе музыкальной литературы № 205 каждый вечер собирались ценители творчества Вагнера - студенты колледжа, музыканты-профессионалы, преподаватели и любители музыки города Калининграда. В центре внимания находилось колоссальное по своим масштабам произведение - тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга». Сложная и монументальная драматургия тетралогии отразила эволюцию философских, эстетических и политических взглядов Вагнера и наглядно продемонстрировала основные принципы его оперной реформы. Музыка тетралогии раскрывает символику действия, благодаря искусному сплетению лейтмотивов (около 100).
Инструментальные фрагменты «Кольца»: «Полёт валькирий», «Ковка меча», «Шелест леса», «Путешествие Зигфрида по Рейну», «Траурный марш Зигфрида» и др. – подлинные симфонические шедевры Вагнера Для исполнения музыки тетралогии Вагнер использовал четверной состав оркестра, в котором особенно усилена медная группа (8 валторн), а также предусмотрены 6 арф и 18 наковален разной величины.
В данном мероприятии активно принимали участие студенты различных отделений и курсов музыкального колледжа. Их участие заключалось не только в посещении всех встреч, но и в качестве творческой и инициативной группы поддержки.
Большую благодарность я хочу выразить всем, кто выступал перед зрителями, освещая содержание каждого действия, это:
Бургер Андреас (2 ДХО), Виноградова Диана (1 ТО), Дегтярёв Никита (1ТО), Асадуллаева Ксения (4 ТО), Пьянкова В. Ю. – архитектор и музыкант. И, особые слова благодарности я адресую бессменной ведущей мероприятия, которая выступала на каждой из 10 встреч – Ерёминой Тамаре (2 НИ).
Студенты музыкального колледжа принимали также участие и в демонстрации лейтмотивов – исполняли их на фортепиано, придерживаясь необходимого темпа, динамики и характера. Среди иллюстраторов – Миронюк Иван (2 ф-но), Родимова Юлия (2 ф-но).
Своё «боевое крещение» в качестве иллюстраторов прошли студенты-теоретики 1 курса ТО – Тюрина Мария и Кукарцева Елена. Спасибо им всем за проделанную работу.
Интерес к тетралогии привлёк внимание студентов 1 курса, которые недавно поступили в колледж, но активно влились в этот творческий процесс. Особо хотелось бы отметить Краузе Надежду (1 НИ), Изотову Анну (1 НИ), Либину Ирину (1 ДИ).
За 10 встреч тетралогию смотрели 54 зрителя. Абсолютные лидеры среди них:
Остальные зрители совмещали просмотры опер с работой, концертной деятельностью и занятиями, но это не обесценило их интереса к Вагнеру. Многие уже переписали видеозапись на флэшки для самостоятельного домашнего изучения.
10 дней, проведённых с тетралогией «Кольцо нибелунга», заставили многих открыть для себя дивную красоту музыки Вагнера, пересмотреть своё отношение к композитору, к восприятию лейтмотивов, проникнуться «космизмом» и фундаментальностью замысла. Но, главное, 10 встреч с тетралогией позволили ощутить насколько ярко, понятно, захватывающе и современно звучат мощные потоки вокальной и оркестровой палитры.
Данный проект превратил зрительскую аудиторию в сплочённый коллектив единомышленников. И теперь ряды участников вагнеровского общества пополнились молодыми музыкантами.
Это наше будущее!!! Есть кому передавать свой опыт и любовь к музыке. Уже возникли планы и предложения для совместных встреч, обсуждений, бесед и рождению новых проектов.
Е.Г. Андреева